ПРИКАЗ МЗ СССР ОТ 23.09.1981 N 1000 (РЕД. ОТ 22.12.1989) О МЕРАХ ПО СОВЕРШ ОРГ РАБОТЫ АМБ-ПОЛИКл УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 23.09.1981 N 1000 (РЕД. ОТ 22.12.1989) О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР


 

ПРИКАЗ


 

23 сентября 1981 г.


 

N 1000


 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


 

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.1984 N 420,

от 21.12.1984 N 1440, от 22.01.1986 N 117,

от 30.05.1986 N 770, от 22.07.1987 N 902,

от 24.02.1988 N 140, от 22.12.1989 N 673)

(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР

от 04.05.1990 N 188)


 

В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на

охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование

здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача - повысить

уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить

работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность

диспансеризации и расширить охват ею населения.

Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть

от эффективной организации амбулаторно - поликлинической помощи

населению.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном

докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно

улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где

обследуется и лечится 80 процентов всех больных. "Надо сделать

все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать

своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь";

вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными

медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности

к людям, добиться их полного искоренения указал Л.И.Брежнев.

Основными направлениями экономического и социального развития

СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI

съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений

здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное

размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения

лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и

оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи,

предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта

медицинских работников, осуществление ряда мероприятий,

направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на

решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для

укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего

поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.

За годы IX и X пятилеток (1971-1980 годы) было введено в строй

за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн.276

тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по

типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений

в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и

качество амбулаторно - поликлинической помощи населению. В 1980

году число посещений к врачам амбулаторно - поликлинических

учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд., в 1970 году.

Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на

одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году.

Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых

врачебных участков.

Так, число территориальных терапевтических врачебных участков

увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до 52,6 тысячи в 1980 году,

а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тысячи в 1970

году до 17,6 тысячи в 1980 году.

В результате развития сети территориальных терапевтических

врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась

численность взрослого населения на одну должность врача -

терапевта участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980

году.

Расширилась профилактическая и лечебно - диагностическая

деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за

последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в

1980 году, а диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970

году до 44,9 млн.человек в 1980 году. Соответственно увеличился

охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей - с 74,2

человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете,

до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество

рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.

Особое значение для укрепления материально - технической базы

поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения

профилактических и лечебно - диагностических функций поликлиник

имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября

1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного

здравоохранения".

Значительное развитие сети поликлиник в последние годы

свидетельствует о том, что большинство руководителей органов

здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль

и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают

реальные и конкретные меры к укреплению их материально -

технической базы.

За годы IX и X пятилеток накоплен значительный опыт работы

поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей -

специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник

в области проведения профилактических мероприятий,

диспансеризации, раннего выявления и лечения больных,

восстановительного лечения, научной организации труда, организации

работы регистратур и приема больных.

Особого внимания заслуживает организация отделений

профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве,

Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом

Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру

отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного

приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии,

прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях

профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация

отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более

ранних стадиях выявлять сердечно - сосудистые и раковые

заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.

Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц,

проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых

осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для

проведения профилактических осмотров организованы специальные

поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник,

трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их

организации.

Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации

совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения,

повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской,

Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при

проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и

динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а

также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства.

Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете,

группой врачей - специалистов с предварительным лабораторным и

инструментальным обследованием. Для этой цели рационально

используются субботние и другие дни недели.

Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия

по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение

различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок,

справок и т.д.).

Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно

осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных

между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской

помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской

помощи городскому и сельскому населению.

За последние годы все шире применяются в поликлиниках

современные методы диагностики и лечения больных, в том числе

рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и

функциональные методы исследования, физические методы лечения

(физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж),

рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это

позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях

поликлиники многие заболевания.

Расширению объема и повышению качества обследования и лечения

больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде

республик и областей консультативно - диагностические поликлиники.

В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические

лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и

функциональной диагностики, специализированные отделения и

кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии,

пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой

и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты

медицинских ВУЗов, работники научно - исследовательских

учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет

возможность больным своевременно получить консультацию у

высококвалифицированных специалистов. Организация и использование

консультативно - диагностических поликлиник нашла широкое

применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др.

Эта форма повышения уровня консультативно - диагностической помощи

больным в условиях поликлиники требует дальнейшего

совершенствования.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему

улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках

организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее

время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт

работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности

восстановительного лечения больных с сердечно - сосудистыми

заболеваниями, нарушениями функций опорно - двигательного аппарата

вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими

заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно

сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных,

увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается

процент лиц, переведенных на инвалидность.

Характерной особенностью деятельности поликлиник является

усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского

обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на

территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих

медико - санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно

расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых

организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В

поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться

специализированная врачебная помощь. Число специализированных

отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.

Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения

населения в период амбулаторного лечения, а также расширению

взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В

настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник

организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000

кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа

проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР,

многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и

других союзных республик. Организация аптечных пунктов в

поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же

получить почти все выписанные им лекарственные средства и

своевременно начать лечение.

Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную

работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному

использованию лекарственных средств. Это позволило значительно

расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств,

применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные

мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное

лекарственное обеспечение населения.

В настоящее время в стране имеется значительное число

поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению,

которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных

и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди

обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными,

республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие

учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными

Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза

медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений

народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует

отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г.

Москвы, NN 48,51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г. Риги,

N 29 г. Ташкента, N 1 г. Новополоцка и многие другие.

Эффективность и качество поликлинической помощи во многом

зависит от уровня руководства со стороны главных врачей

поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами,

от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы

несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории

работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо

расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам

управления и научной организации труда.

Несмотря на определенную работу, проделанную органами

здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно

- поликлинических учреждений, объем и уровень оказания

внебольничной медицинской помощи населению, а также качество

работы ряда амбулаторно - поликлинических учреждений, все еще

существенно отстают от имеющейся потребности и современных

достижений медицинской науки.

В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской,

Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных

республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР

- материально - техническая база некоторых поликлиник является

неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены

современной лечебно - диагностической и другой аппаратурой.

В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно -

поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста

численности населения городов и сельских поселений.

Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству

поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и

Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей

обеспеченностью населения амбулаторно - поликлинической помощью и

неудовлетворительной материально - технической базой этих

учреждений.

Проверкой состояния амбулаторно - поликлинической помощи в

ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской,

Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные

недостатки в системе организации и построения сети некоторых

поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня

руководства ими.

Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда

поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и

лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в

этих поликлиниках не достигается главная цель, которая

преследовалась объединением больниц и поликлиник - преемственность

на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в

практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения

больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и

стационаров взаимным опытом работы.

В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую

госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных,

хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного

обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в

стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные

исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате

неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.

Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания

больных, после выписки их из стационара больницы или санатория

(санатория - профилактория) и проведения последующего

восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны

поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без

активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не

закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре

(санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течении

заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации

больных.

В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе

с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к

несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с

рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими

систематического наблюдения и своевременного проведения всего

комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий. Совершенно

недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема

оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 часов и

прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В

результате некоторые больные, которых должен посетить участковый

врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за

медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это

является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой

медицинской помощи к больным с острой патологией.

В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе

с санитарно - эпидемиологическими станциями и прежде всего, в

проведении комплексных противоэпидемических и профилактических

мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно -

гигиеническому воспитанию населения.

В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме

современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного

обследования больных, новые, эффективные методы и средства

лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов

амбулаторно - поликлинических учреждений убедительно доказано, что

многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно

лечить в условиях поликлиники.

Серьезные недостатки в ряде амбулаторно - поликлинических

учреждений имеются в постановке и уровне проведения

диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и

здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не

берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с

повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей

промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению

на одного врача - специалиста в некоторых поликлиниках не

превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный

учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые

исследования и лечебно - оздоровительные мероприятия. Еще

недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние

дни недели.

В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и

наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном,

обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей - хирургов, и

отсутствие должного руководства и контроля за их работой.

Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и

эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных

структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего

внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких - либо

материальных затрат.

Для повышения уровня лечебно - диагностического процесса в

поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют

централизованные биохимические, серологические и цитологические

лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно -

диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов

и научно - исследовательских институтов еще недостаточно уделяют

внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам

этих учреждений.

Уровень и качество амбулаторно - поликлинической помощи во

многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров,

особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального

уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения

во многом зависит полнота обследования больного, своевременная

диагностика и исход заболевания.

Однако некоторые руководители министерств здравоохранения

союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все

сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность

участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы.

Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами

здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР

N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и

областей численность населения на одного участкового врача -

терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.

Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают

вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная

более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные

кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном

виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.

В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая

работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на

прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не

используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В

ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики

работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы

предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники.

Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда

врачей и других медицинских работников.

В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного

отношения к больным.

Руководители некоторых амбулаторно - поликлинических

учреждений не уделяют должного внимания санитарно -

просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало

используют разнообразные формы группового и индивидуального

санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при

посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном

учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения

здоровый образ жизни.

Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и

совершенствование амбулаторно - поликлинической помощи сельскому

населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской

местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886

приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных

участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь

сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и

консультативная помощь в межрайонных специализированных

отделениях.

Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной

помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также

увеличивается число выездов врачей - специалистов центральных

районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.

Улучшилось оснащение сельских амбулаторно - поликлинических

учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом.

Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и

амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.

В результате проведенных мероприятий число посещений сельских

жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в 1980 г.

Однако объем врачебной амбулаторно - поликлинической помощи

увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской,

Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.

План строительства сельских амбулаторно - поликлинических

учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных

республиках за X пятилетку не выполнен.

В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской,

Таджикской союзных республик еще значительное число сельских

участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.

До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда

некоторые местные органы здравоохранения продолжают

реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета

соответствующих условий.

В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно -

поликлинической помощи, повышения ее качества и эффективности


...

Полный текст документа можно взять здесь www.for-medic.narod.ru