УТВЕРЖДЕНО Постановление
Министерства здравоохранения Республики Беларусь 6 января 2010 № 3
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Санитарно - гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию прививочных кабинетов и санитарно - гигиенические и противоэпидемические требования к проведению профилактических прививок»
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Санитарно - гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию прививочных кабинетов и санитарно- гигиенические и противоэпидемические требования к проведению профилактических прививок» (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно - гигиенические требования к оборудованию, устройству и содержанию прививочных кабинетов, в которых проводятся профилактические прививки, а также к проведению санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике у пациентов поствакцинальных реакций и осложнений на профилактические прививки, направленных на обеспечение безопасных для здоровья пациентов условий их проведения.
- Настоящие Санитарные правила обязательны для организаций здравоохранения и иных организаций (далее, если настоящими Санитарными правилами не установлено иное, - организации), имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, выданное в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
- За нарушение настоящих Санитарных правил, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ОБОРУДОВАНИЮ ПРИВИВОЧНЫХ КАБИНЕТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Прививочный кабинет амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения для детей должен состоять из:
помещения для хранения медицинской документации площадью не менее 12 м2;
помещения для проведения профилактических прививок площадью не менее 12м2;
дополнительного помещения для проведения профилактических прививок против туберкулеза и туберкулинодиагностики площадью не менее 12 м2.
- Прививочный кабинет амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения для взрослых должен состоять из помещения для хранения медицинской документации и проведения профилактических прививок площадью не менее 22 м2 .
- Прививочный кабинет в иных организациях должен состоять
из:
помещения для хранения медицинской документации площадью не менее 8 м2;
помещения для проведения профилактических прививок площадью не менее 12м2.
- Профилактические прививки на выезде могут проводиться в процедурных кабинетах организаций здравоохранения или других помещениях организаций при соблюдении требований, установленных в пунктах 4 и 5 настоящих Санитарных правил.
- Проведение профилактических прививок в перевязочных кабинетах организаций здравоохранения запрещено.
- Для внутренней отделки помещений прививочного кабинета организации должны использоваться материалы в соответствии с их функциональным назначением, и разрешенные для применения в организациях здравоохранения законодательством Республики Беларусь.
- Поверхность стен, полов и потолков помещений прививочного кабинета организации должна быть гладкой, доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании средств дезинфекции и моющих средств, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
- Помещение для проведения профилактических прививок прививочного кабинета организации должно быть оборудовано:
приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением (кратностью воздухообмена 2 - по притоку, 3 - по вытяжке) или естественной общеобменной вентиляцией;
водопроводом с горячим водоснабжением и канализацией; раковиной с установкой локтевых кранов со смесителями; дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
ГЛАВА 3
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ПРИВИВОЧНЫХ КАБИНЕТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
- В помещении для хранения медицинской документации прививочного кабинета организации должны находиться:
рабочий стол медицинской сестры;
шкафы для хранения медицинской документации.
- В прививочном кабинете должны находиться:
инструкции к применению иммунобиологических лекарственных средств (далее, если иное не установлено настоящими Санитарными правилами, - ИЛС);
журналы учета прививок по видам прививок; журналы учета и использования ИЛС; журнал регистрации температуры в холодильнике; план экстренных мероприятий на случай возникновения нарушений в «холодовой цепи»;
перечень действующих нормативных правовых актов, регламентирующих проведение иммунопрофилактики у населения Республики Беларусь.
- В шкафах для хранения медицинской документации прививочного кабинета организации должна храниться картотека учетных форм со сведениями о профилактических прививках на население обслуживаемое организацией.
- В помещении для проведения профилактических прививок прививочного кабинета организации должны находиться:
холодильное оборудование;
хладоэлементы;
медицинский шкаф;
биксы со стерильным материалом;
медицинская кушетка или стул;
пеленальный столик ;
Только для прививочных кабинетов амбулаторно-поликлинических организаций для детей и прививочных кабинетов родильных домов
медицинские столы;
емкости с дезинфицирующим раствором; бактерицидная лампа; термоконтейнер (термосумка).
- Холодильное оборудование прививочного кабинета должно включать:
холодильники для хранения ИЛС;
морозильник для хранения комплектов хладоэлементов.
- В медицинском шкафу прививочного кабинета организации должны храниться:
набор лекарственных средств для оказания скорой (неотложной) медицинской помощи;
набор лекарственных средств для экстренной профилактики ВИЧ- инфекции парентеральных гепатитов; инструментарий; одноразовые шприцы; запас игл к одноразовым шприцам; стерильный материал.
- Разведение и подготовка к введению пациенту ИЛС должны проводиться на медицинских столах прививочного кабинета организации.
- Количество емкостей с дезинфицирующим раствором в прививочном кабинете организации должно соответствовать Санитарным правилам и нормам 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20 октября 2005 г. №147 (далее- СанПиН 2.1.7.14 -20-2005).
- Прививочный кабинет организации должен быть оснащен: емкостью для сбора использованного инструментария; непрокалываемым контейнером с крышкой для дезинфекции
отработанных шприцев, тампонов, использованных ампул и флаконов с ИЛС;
тонометром; термометром;
линейкой миллиметровой прозрачной; шприцами одноразовыми; биксами со стерильным материалом; пинцетами в количестве 5 шт.; ножницами в количестве 2 шт.; резиновыми жгутами в количестве 2 шт.; грелкой;
лейкопластырем; полотенцами;
одноразовыми перчатками (одна пара на пациента);
антисептиками;
этиловым спиртом;
- Биксы со стерильным материалом для проведения профилактических прививок должны включать:
вату (из расчета 1,0 г на инъекцию);
бинты;
салфетки.
- Шприцы одноразовые для проведения профилактических прививок должны быть следующих видов:
объемом: 1, 2, 5 и 10 мл. с дополнительным набором игл; туберкулиновые шприцы.
Расчет количества шприцев одноразовых на год должен производиться в организации по числу привитых лиц за год с запасом в 25% от этого количества шприцев.
ГЛАВА 4
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ, ХРАНЕНИЮ И УТИЛИЗАЦИИ ИЛС
- Для проведения профилактических прививок должны использоваться ИЛС, зарегистрированные и разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
- При транспортировке ИЛС со склада и проведения профилактических прививок на выезде организация должна иметь:
не менее одного термоконтейнера (термосумки); два комплекта хладоэлементов для каждого термоконтейнера (термосумки).
- При хранении и транспортировке ИЛС в организацию должны соблюдаться следующие требования:
соблюдаться температурный режим - от +2 до +8°С, если иное не установлено инструкцией к их применению;
использоваться термоконтейнеры (термосумки) полностью укомплектованные хладоэлементами;
в термоконтейнере (термосумке) должен находиться термометр для контроля температуры;
температура в термоконтейнере (термосумке) должна сохраняться в течение 48 часов в пределах +2°С - +8°С при температуре внешней среды до + 43°С;
использоваться термоиндикаторы;
загрузка и разгрузка термоконтейнеров (термосумок) должна проводиться в течение не более 5 - 10 минут.
- Хранение и транспортировка ИЛС в организации здравоохранения должна проводиться медицинскими работниками прошедшими специальное обучение и аттестацию на уровне организации здравоохранения по соблюдению системы «холодовой цепи».
- В организации ИЛС должны храниться в специально выделенном холодильнике.
- Хранение иных лекарственных средств (за исключением раствора адреналина для оказания скорой (неотложной) медицинской помощи) и продуктов питания в холодильнике для хранения ИЛС запрещено.
- Холодильники для хранения ИЛС должны соответствовать следующим требованиям:
снабжаться двумя спиртовыми термометрами, с наличием отрицательной шкалы температур, расположенными на верхней и средней полке;
на дне должны находиться хладоэлементы с водой объемом 1/3 объема камеры холодильника;
должны устанавливаться на расстоянии не менее 10 см от стены, на расстоянии 20 см от источников тепла;
разморозка должна производиться не реже 1 раза в месяц. Слой инея на стенках морозильных и холодильных камер не должен превышать 5 мм.
- На каждый холодильник ежегодно должно быть заключение специалиста с обязательным составлением акта о техническом состоянии и возможности поддержания необходимой для хранения ИЛС температуры +2°С - +8°С, среднем проценте износа, годе выпуска, дате и характере ремонта.
- При хранении ИЛС в холодильнике должны соблюдаться следующие требования:
количество доз должно соответствовать числу запланированных профилактических прививок на текущий месяц;
длительность хранения в организации не должна превышать 1 месяца;
порядок расположения упаковок с ИЛС должен предусматривать доступ охлажденного воздуха к каждой упаковке;
ИЛС одного наименования должны храниться по сериям, с учетом срока годности;
хранение ИЛС на дверной панели или дне холодильника запрещено;
объем хранящихся ИЛС не должен превышать половины объема холодильника;
при расположении морозильной камеры сверху в холодильнике ИЛС должны располагаться в следующем порядке:
на верхней полке холодильника - живые вакцины (полиомиелитная, коревая, краснушная, паротитная, БЦЖ, туляремийная, бруцеллезная);
на средней полке холодильника - адсорбированные вакцины, анатоксины, вакцина против гепатита В, Хиб-инфекции;
на нижней полке холодильника - растворители к лиофилизированным ИЛС;
при расположении морозильной камеры в холодильнике снизу, ИЛС должны располагаться в следующем порядке:
на верхней полке холодильника - растворители к лиофилизированным ИЛС;
на средней полке холодильника - адсорбированные вакцины, анатоксины, вакцина против гепатита В, Хиб-инфекции;
на нижней полке холодильника - живые вакцины (полиомиелитная, коревая, краснушная, паротитная, БЦЖ, туляремийная, бруцеллезная).
- ИЛС не должны использоваться для проведения профилактических прививок в организации и должны быть утилизированы в следующих случаях:
хранившиеся с нарушением температурного режима; с истекшим сроком годности;
с неясной или отсутствующей маркировкой на ампуле (флаконе); с нарушением целостности ампул (флаконов);
с изменившимися физическими свойствами (наличие хлопьев, инородных предметов, изменение цветности и прозрачности).
- При утилизации ампул (флаконов), содержащих инактивированные ИЛС (живую коревую, паротитную и краснушную вакцины, иммуноглобулины человека и гетерологические сыворотки или их остатки) должны соблюдаться следующие требования:
дезинфекционная обработка ампул (флаконов) с остатками ИЛС не проводится;
содержимое ампул (флаконов) выливается в канализацию; стекло от ампул (флаконов) собирается в непрокалываемые контейнеры.
- Ампулы (флаконы) с живыми ИЛС должны быть обеззаражены физическим или химическим способом.
- При использовании физического способа обеззараживания ИЛС должны соблюдаться следующие требования:
должно проводиться автоклавирование ампул (флаконов) с ИЛС при давлении 0,11МПа и температуре 120° С или 0,20МПа и температуре 132°С в течение 15 минут;
ампулы (флаконы) с ИЛС перед автоклавированием не должны вскрываться;
после автоклавирования ампулы (флаконы) от ИЛС должны быть собраны и утилизированы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.14 - 20-2005.
- При использовании химического способа обеззараживания ИЛС должны соблюдаться следующие требования:
должны использоваться средства дезинфекции в концентрациях и при экспозиции, установленных инструкцией к их применению;
перед обеззараживанием ампулы (флаконы) с ИЛС должны вскрываться и полностью погружаться в раствор средства для дезинфекции;
после экспозиции раствор средства для дезинфекции должен выливаться в канализацию;
стекло от ИЛС должно выбрасываться в емкость для мусора и утилизироваться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.14 - 202005.
ГЛАВА 5
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХЛАДОЭЛЕМЕНТОВ
- В прививочном кабинете хладоэлементы должны быть в количестве:
двух комплектов для комплектации в соответствии с инструкцией по эксплуатации термоконтейнеров (термосумок);
одного комплекта - для заполнения камеры холодильника.
- Хладоэлементы с водой должны храниться в морозильной камере. Гелевые хладоэлементы замораживаться не должны.
- При загрузке нескольких комплектов хладоэлементов в морозильную камеру между ними должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха.
- Во время использования одного комплекта хладоэлементов другой комплект хладоэлементов должен находиться в замороженном состоянии в морозильной камере.
- При транспортировании в термоконтейнерах (термосумках) ИЛС, содержащих адъювант, должны применяться охлажденные до температуры от +2°С до +8°С хладоэлементы. Применение замороженных хладоэлементов не допускается.
- При совместном транспортировании лиофилизированных и адсорбированных ИЛС перед загрузкой термоконтейнера (термосумки) хладоэлементы должны подвергаться кондиционированию (частичному размораживанию).
ГЛАВА 6
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТКРЫТЫХ ФЛАКОНОВ С ИЛС
- При использовании в организации ИЛС в многодозовой расфасовке:
должны соблюдаться сроки хранения ИЛС после вскрытия флаконов, забора вакцин из многодозовых флаконов;
при проведении профилактических прививок флаконы должны помещаться в отверстие только кондиционированного (спустя один час после извлечения из морозильной камеры) хладоэлемента.
- Открытые многодозовые флаконы с ИЛС, содержащим консервант (вакцина против гепатита В и другие), должны быть использованы для профилактических прививок в течение не более четырех недель при соблюдении следующих условий:
у используемого ИЛС не истек срок годности;
ИЛС хранятся при температуре +2 - + 8°С;
ИЛС из флакона забирали с соблюдением правил асептики;
не изменился цвет термоиндикатора для флаконов;
при отсутствии видимых признаков загрязнения (изменение внешнего вида ИЛС, наличие плавающих частиц).
- Использование открытого флакона с живой (оральной) полиомиелитной вакциной должно проводиться при соблюдении следующих требований:
при использовании капельницы вакцина должна храниться не более двух суток при температуре от +2 - + 8°С, флакон должен быть плотно закрыт;
при извлечении дозы из флакона через шприц, ИЛС должно набираться каждый раз новым шприцем через резиновую пробку с соблюдением условий асептики, в этом случае срок использования ИЛС ограничивается сроком годности.
- Открытые флаконы с ИЛС против кори, эпидемического паротита, краснухи, туберкулеза должны быть утилизированы через 6 часов после вскрытия или в конце рабочего дня, если прошло менее 6 часов.
ГЛАВА 7 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК
- При проведении профилактических прививок руководитель организации должен назначить лиц, ответственных за:
организацию работы по разделу иммунопрофилактики; планирование и проведение профилактических прививок; получение, транспортировку, хранение и использование ИЛС; соблюдение системы бесперебойного хранения ИЛС в условиях постоянной пониженной температуры;
сбор, обеззараживание, хранение и транспортирование медицинских отходов, образующихся при проведении профилактических прививок.
- Ответственность за качество проведения профилактических прививок несет руководитель организации. Ответственность за обоснованность допуска к профилактическим прививкам, их своевременное проведение несет врач-специалист, назначивший профилактическую прививку, ответственность за технику выполнения профилактических прививок - медицинский работник, непосредственно их выполняющий.
- Проведение профилактических прививок в организации должно соответствовать следующим требованиям:
назначение профилактических прививок должно проводиться медицинскими работниками, имеющими специальную подготовку и аттестацию по разделу иммунопрофилактики;
вновь поступающие на работу в организации медицинские работники должны получать допуск к работе, связанной с проведением профилактических прививок, после прохождения обучения на рабочем месте;
повышение квалификации медицинских работников, занимающихся проведением профилактических прививок, по разделу иммунопрофилактики должно осуществляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
введение ИЛС пациенту должно осуществляться медицинским работником, обученным технике проведения профилактических прививок, приемам оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в случае развития осложнения на профилактическую прививку;
введение ИЛС против туберкулеза и туберкулинодиагностика должны проводиться медицинскими работниками, прошедшими обучение на базе противотуберкулезных организаций и имеющими документ, выданный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
при отсутствии дополнительных помещений для проведения профилактических прививок против туберкулеза и туберкулинодиагностики, введение ИЛС против туберкулеза и туберкулинодиагностика должно проводиться в отдельные дни или отдельные часы на специально выделенном столе, с отдельным инструментарием, который должен использоваться только для этих целей;
у пациентов, имеющих риск развития осложнений на введение ИЛС, профилактические прививки должны проводиться в условиях больничной организации здравоохранения;
к проведению профилактических прививок медицинские работники, имеющие острые респираторные заболевания, тонзилофарингиты, травмы на руках, гнойничковые поражения кожи (независимо от их локализации) не допускаются.
- Для предотвращения осложнений на профилактические прививки медицинский работник организации, проводивший профилактическую прививку, должен:
предупредить пациента, получившего профилактическую прививку, или родителей ребенка, попечителей и других законных представителей о необходимости пребывания привитого лица около прививочного кабинета в течение 30 минут;
проводить наблюдение в течение 30 минут за пациентом, получившим профилактическую прививку;
оказать первичную медицинскую помощь в случае развития немедленных аллергических реакций у пациента, получившего профилактическую прививку и вызвать врача - реаниматолога для оказания специализированной медицинской помощи.
- Введение ИЛС должно предусматривать следующие противоэпидемические требования:
профилактическая прививка должна проводиться только при наличии в медицинской документации записи о ее назначении;
должны соблюдаться правила асептики при вскрытии ампулы, разведении лиофилизированного ИЛС, извлечении дозы из флакона и при обработке инъекционного поля;
профилактические прививки должны проводиться пациенту в положении лежа или сидя;
должны использоваться только одноразовые или самоблокирующиеся шприцы, обеззараживание и утилизация которых должна проводиться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.14 - 20-2005;
повторное введение ИЛС пациентам, у которых после проведения профилактической прививки развилась сильная реакция или осложнение на профилактическую прививку запрещено;
при регистрации сильной реакции или осложнения на введение ИЛС направление внеочередного донесения в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
- Профилактические прививки должны проводиться в соответствии с инструкцией по применению ИЛС, за исключением случаев, если законодательством Республики Беларусь не оговорены иные условия их проведения.
- Сведения об использовании ИЛС и проведении профилактической прививки должны быть внесены в медицинскую документацию установленного образца и переданы в организации по месту учебы или работы пациента, получившего профилактическую прививку.
- Мероприятия по профилактике поствакцинальных реакций и осложнений должны включать:
медицинское наблюдение в течение трех дней (при введении неживых вакцин) врача-специалиста назначившего проведение профилактической прививки, за пациентом, получившим профилактическую прививку;
медицинское наблюдение с пятого по одиннадцатый день (при введении живых вакцин) врача-специалиста назначившего проведение профилактической прививки, за пациентом, получившим профилактическую прививку;
регистрацию поствакцинальных реакций и осложнений на профилактическую прививку в медицинской документации;
медицинское наблюдение в течение тридцати дней при обращении пациента, получившего профилактическую прививку, и регистрации сильных и средней силы реакций на профилактическую прививку;
ежеквартальное проведение анализа реактогенности ИЛС медицинским работником организации ответственным за организацию работы по иммунопрофилактике;
разработку (на основании анализа) и проведение мероприятий, направленных на снижение числа поствакцинальных реакций и предотвращение поствакцинальных осложнений.