Правила техники безопасности водителя авто


 

  1. Общие требования безопасности.


 

    1.1. Эксплуатация автомобилей сопровождается опасными производственными факторами, обусловленными высокими скоростями движения автомобиля, вращающимися частями автомобиля, ремонтом и регулировкой узлов и систем автомобиля в стеснённых условиях без специальных приспособлений, работой автомобиля в опасных зонах при погрузке и разгрузке материалов, конструкций и оборудования, перемещением автомобиля вблизи котлованов, траншей, энергетических систем и других опасных производственных факторов.

    1.2. Применение легковоспламеняющихся материалов в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания создаёт возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте.

    1.3. К вредным производственным факторам, действующим на водителя, относится этилированный бензин, шум, вибрация, недостаточная освещённость, отработанные газы, содержащие высокотоксические вещества (акролеин, окись углерода и др.).

    1.4. Исключение или уменьшение воздействия перечисленных опасных и вредных факторов на водителя автомобиля достигается выполнением комплекса организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий, изложенных в инструкции завода-изготовителя и настоящей инструкции.

    1.5. К управлению автомобилем допускаются лица достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие удостоверение соответствующего класса на право управлением машиной, прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

    Допуск к работе на автомобиле оформляется приказом по организации или предприятию.

    1.6. Водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, правила внутреннего трудового распорядка и инструкцию по охране труда.

    1.7. В качестве спецодежды водителю грузового и спец. автомобиля выдаётся комбинезон х/б и рукавицы комбинированные двупалые.

    Зимой на пригородных линиях протяжённостью на 50 км дополнительно выдаётся куртка и брюки х/бумажные на утеплённой прокладке ( ).

    1.8. Лица виновные в нарушении правил охраны труда, могут быть привлечены к дисциплинарной административной или уголовной ответственности.

    1.9. Автомобили всех типов марок и назначений, прицепов, полуприцепов должны быть полностью укомплектованы. И их техническое состояние должно соответствовать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и правилам дорожного движения.

    1.10. Кабина водителя должна отвечать следующим требованиям: ветровые и боковые стёкла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;

  • боковые стёкла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъёмными механизмами;
  • на сидении и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
  • сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
  • замки дверей кабины должны быть исправными исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля;
  • отопительные устройства кабины и пассажирского слона должны быть исправными;
  • пол кабины должен застилаться ковриком;
  • органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину автомобиля или салона автобуса.

1.11. Системы питания, охлаждения смазки двигателя не должны иметь течи топлива, масла антифриза и воды.

1.12. Техническое состояние рулевого управления должно обеспечивать плавность и надежность управления передними колесами при всех скоростях движения автомобиля в любых дорожных условиях.

Лифт рулевого колеса при положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой, не должен превышать 250.

1.13. Техническое состояние тормозов должно обеспечивать безопасную остановку автомобиля и одновременность начала торможения всех колес. Длина тормозного пути автомобиля при полной погрузке по ровной сухой дороге с твердым покрытием при скорости движения 30 км/час не должна превышать грузовые автомобили грузоподъемность до 9 тон без нагрузки – 9,5 м, а с полной нагрузкой – 11,5 м., автобусы без нагрузки – 11,0 м.

Ручной тормоз на всех автомобилях должен надежно удерживать полностью груженый автомобиль на уклоне 11,50.

1.14. Техническое состояние шин должно гарантировать безопасность движения автомобиля. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам.

1.15. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправными и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

1.16. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации, контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах.

1.17. Полный перечень неисправностей и дефектов, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, приведен в Правилах дорожного движения.

1.18. Каждый автомобиль должен быть обеспечен упорами (башмаками) для подкладывания под колеса, медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки и огнетушителем.

1.19. При направлении в дальний рейс автомобиль дополнительно снабжается козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время цепями противоскольжения.

1.20. Курение и использование открытым огнем на территории и производственных помещениях учреждения разрешается только в специально отведенных местах.

1.21. Заправка автомобиля топливом независимо от способа должна производится только при неработающем двигателе.

1.22. Этилированный бензин может применяться только в качестве топлива для двигателей. Запрещается его использование для других целей (чистка одежды, промывка деталей и т. п.).

1.23. Мойка автомобиля допускается только на специально оборудованных постах.

1.24. Автомобили на площадках должны устанавливаться группами не более 10 штук в каждой. Расстояние между автомобилями должно быть не менее 1 м, а между группами – 10 м.

1.25. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается мыть детали и стирать спецодежду легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителями и т. п.), устанавливать автомобили имеющие подтекание топлива из бака, а также заправлять автомобили топливом.

1.26. Запрещается пользоваться открытым огнем для разогрева двигателя в зимнее время.

1.27. С целью предотвращения возникновения пожара запрещается:

  • допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи, масла;
  • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
  • эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;
  • применять для мытья двигателя бензин и другие воспламеняющиеся жидкости;
  • при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
  • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов, подогревать двигатель открытым огнем.

1.28. Водитель в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения к работе не допускается.

1.29. Невыполнение требований настоящей инструкции, Правил технической эксплуатации и Правил дорожного движения влечет к ответственности в соответствии с законодательством.


 

2.Требования безопасности перед
началом работы.


 

2.1. Перед выездом на линию водитель обязан проверить техническую исправность автомобиля, гарантирующую безопасность и бесперебойную работу на линии. Особое внимание следует обратить на исправность тормозов, рулевого управления, переднего и заднего освещения, стопсигнала, указателей поворота, проверить отсутствие протекания топлива, смазка, масла и воды (антифриза), наличие топлива, смазки и тормозной жидкости, достаточность давления в шинах, исправность и наличие инструмента и инвентаря.

2.2. В газобаллонных автомобилях необходимо на контрольном посту проверить газовую аппаратуру на герметичность и исправность.

2.3. Исправность автомобиля перед выездом на линию подвергается водителем отметкой в путевом листе.

2.4. Перед выпуском автомобиля на линию, лицо, ответственное за выпуск технически исправных автомобилей, обязано проверить их готовность к работе и сделать в путевом листе отметку о технической исправности автомобиля.

2.5. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр с отметкой в путевом листе.

2.6. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры автомобиля устраняется квалифицированными слесарями и регулировщиками на участке по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

Перед выключением зажигания, запуском двигателя или включения освещения газобаллонного автомобиля, необходимо проверить подключенное пространство путем открывания капота.

Для подогрева двигателя и системы питания газобаллонного автомобиля, устранения ледяных образований и пробок, разрешается только горячий воздух, воду или пар.

2.7. Перед пуском двигателя, автомобиль необходимо затормозить, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

2.8. Пуск двигателя автомобиля необходимо производить только при помощи стартера. Использование пусковой рукоятки допускается в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:

  • пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
    • не брать рукоятку в обхват;
    • при ручной регулировке опережения зажигания, установить позднее зажигание.

    2.9. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.

2.10. Перед направлением водителя в дальний рейс администрация обязана провести инструктаж об особенностях работы и мерах безопасности, проверить наличие инструментов, запасных частей, медицинской аптечки, защитных средств тушения пожара.


 

3.Требования безопасности
во время работы.


 

3.1.При работе на линии водитель обязан:

  • выполнять правила дорожного движения и указания регулировщиков уличного движения;
  • поддерживать скорость автомобиля в соответствии с требованиями правил дорожного движения с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленного для данного автомобиля;
  • наблюдать за показаниями приборов и исправностью всех механизмов и систем автомобиля;
  • при появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, остановить автомобиль. Продолжение движения допускается только после устранения неисправности.

    3.2. Перед выходом из кабины на проезжую часть водитель должен убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

    3.3. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части для проведения ремонта водитель обязан установить на расстоянии 25 – 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

    3.4. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента ремонт запрещён.

    3.5. Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии лиц, не имеющих на это право (агентов, грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).

    3.6. Перед подъемом части автомобиля с помощью домкрата необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом и установить под неподнимаемые колёса упоры (башмаки).

    На грунтовую поверхность под домкрат необходимо положить широкую подкладку.

    3.7. При работе на линии обтирочные материалы, загрязнённые этилированным бензином, необходимо сжигать за бровкой дороги в стороне от автомобиля, приняв меры для предупреждения распространения огня. При этом водитель не должен уезжать, пока сжигаемые материалы не догорят.

    3.8. Во время стоянки запрещается водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в салоне автомобиля при работающем двигателе.

    3.9. Скорость движения автомобиля вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/час на прямых участках стройплощадки и 5 км/час на поворотах.

    3.10. Находясь на территории предприятия, склада, водитель обязан переходить с одного места на другое только по пешеходным дорожкам, трапам или настилам вдали от источников повышенной опасности (грузоподъёмных механизмов, работы на высоте, энергических установок и проводов электроснабжения и др.).


 

4. Требования безопасности
в аварийных ситуациях.


 

    4.1. При авариях, поездах и др. дорожных происшествиях, сопровождающихся несчастными случаями с людьми водитель. Совершивший аварию или допустивший несчастный случай, а также водитель обнаруживший это происшествие, независимо от назначения автомобиля и выполняемой работы обязаны оказать первую доврачебную помощь, сообщить в органы здравоохранения и милиции, предоставить автомобиль для перевозки пострадавших и т.д. в соответствии с правилами движения по улицам и дорогам.

    4.2. При возникновении загорания необходимо остановить автомобиль и с помощью огнетушителя, имеющегося в кабине, незамедлительно приступить к тушению.

    4.3. В качестве огнетушительных средств можно также использовать песок, грунт, кошму или другие покрывала, с помощью которых необходимо очаг горения изолировать от доступа воздуха.

    4.4. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или территории предприятия водитель обязан эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации.

    4.5. О всех произошедших несчастных случаях, авариях и других происшествиях водитель обязан, сообщать в течение рабочей смены своему непосредственному руководителю работ.


 

5. Требования безопасности
по окончании работы.


 

    5.1. Поставить автомобиль в отведенное для него место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение. Выключить двигатель и перекрыть топливо.

    5.2. При приемке с линии газобаллонных автомобилей необходимо проверить на контрольном посту газовую аппаратуру на герметичность и исправность.

    5.3. При подготовке газобаллонного автомобиля к ночной стоянке или техническому обслуживанию необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание.

    5.4. Мойка автомобиля должна производиться на специально отведенных местах. При открытой шланговой мойке вблизи не должны находиться открытые электрические провода и оборудование, находящееся под напряжением.