ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 23.09.1981 N 1000 (РЕД. ОТ 22.12.1989) О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
23 сентября 1981 г.
N 1000
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(в ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.1984 N 420,
от 21.12.1984 N 1440, от 22.01.1986 N 117,
от 30.05.1986 N 770, от 22.07.1987 N 902,
от 24.02.1988 N 140, от 22.12.1989 N 673)
(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР
от 04.05.1990 N 188)
В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на
охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование
здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача - повысить
уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить
работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность
диспансеризации и расширить охват ею населения.
Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть
от эффективной организации амбулаторно - поликлинической помощи
населению.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном
докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно
улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где
обследуется и лечится 80 процентов всех больных. "Надо сделать
все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать
своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь";
вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными
медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности
к людям, добиться их полного искоренения указал Л.И.Брежнев.
Основными направлениями экономического и социального развития
СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI
съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений
здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное
размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения
лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и
оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи,
предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта
медицинских работников, осуществление ряда мероприятий,
направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на
решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для
укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего
поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.
За годы IX и X пятилеток (1971-1980 годы) было введено в строй
за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн.276
тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по
типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений
в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и
качество амбулаторно - поликлинической помощи населению. В 1980
году число посещений к врачам амбулаторно - поликлинических
учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд., в 1970 году.
Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на
одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году.
Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых
врачебных участков.
Так, число территориальных терапевтических врачебных участков
увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до 52,6 тысячи в 1980 году,
а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тысячи в 1970
году до 17,6 тысячи в 1980 году.
В результате развития сети территориальных терапевтических
врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась
численность взрослого населения на одну должность врача -
терапевта участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980
году.
Расширилась профилактическая и лечебно - диагностическая
деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за
последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в
1980 году, а диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970
году до 44,9 млн.человек в 1980 году. Соответственно увеличился
охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей - с 74,2
человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете,
до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество
рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.
Особое значение для укрепления материально - технической базы
поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения
профилактических и лечебно - диагностических функций поликлиник
имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября
1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного
здравоохранения".
Значительное развитие сети поликлиник в последние годы
свидетельствует о том, что большинство руководителей органов
здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль
и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают
реальные и конкретные меры к укреплению их материально -
технической базы.
За годы IX и X пятилеток накоплен значительный опыт работы
поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей -
специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник
в области проведения профилактических мероприятий,
диспансеризации, раннего выявления и лечения больных,
восстановительного лечения, научной организации труда, организации
работы регистратур и приема больных.
Особого внимания заслуживает организация отделений
профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве,
Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом
Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру
отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного
приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии,
прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях
профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация
отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более
ранних стадиях выявлять сердечно - сосудистые и раковые
заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.
Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц,
проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых
осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для
проведения профилактических осмотров организованы специальные
поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник,
трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их
организации.
Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации
совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения,
повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской,
Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при
проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и
динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а
также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства.
Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете,
группой врачей - специалистов с предварительным лабораторным и
инструментальным обследованием. Для этой цели рационально
используются субботние и другие дни недели.
Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия
по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение
различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок,
справок и т.д.).
Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно
осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных
между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской
помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской
помощи городскому и сельскому населению.
За последние годы все шире применяются в поликлиниках
современные методы диагностики и лечения больных, в том числе
рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и
функциональные методы исследования, физические методы лечения
(физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж),
рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это
позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях
поликлиники многие заболевания.
Расширению объема и повышению качества обследования и лечения
больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде
республик и областей консультативно - диагностические поликлиники.
В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические
лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и
функциональной диагностики, специализированные отделения и
кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии,
пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой
и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты
медицинских ВУЗов, работники научно - исследовательских
учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет
возможность больным своевременно получить консультацию у
высококвалифицированных специалистов. Организация и использование
консультативно - диагностических поликлиник нашла широкое
применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др.
Эта форма повышения уровня консультативно - диагностической помощи
больным в условиях поликлиники требует дальнейшего
совершенствования.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему
улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках
организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее
время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт
работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности
восстановительного лечения больных с сердечно - сосудистыми
заболеваниями, нарушениями функций опорно - двигательного аппарата
вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими
заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно
сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных,
увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается
процент лиц, переведенных на инвалидность.
Характерной особенностью деятельности поликлиник является
усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского
обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на
территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих
медико - санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно
расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых
организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В
поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться
специализированная врачебная помощь. Число специализированных
отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.
Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения
населения в период амбулаторного лечения, а также расширению
взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В
настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник
организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000
кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа
проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР,
многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и
других союзных республик. Организация аптечных пунктов в
поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же
получить почти все выписанные им лекарственные средства и
своевременно начать лечение.
Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную
работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному
использованию лекарственных средств. Это позволило значительно
расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств,
применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные
мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное
лекарственное обеспечение населения.
В настоящее время в стране имеется значительное число
поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению,
которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных
и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди
обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными,
республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие
учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными
Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза
медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений
народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует
отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г.
Москвы, NN 48,51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г. Риги,
N 29 г. Ташкента, N 1 г. Новополоцка и многие другие.
Эффективность и качество поликлинической помощи во многом
зависит от уровня руководства со стороны главных врачей
поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами,
от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы
несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории
работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо
расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам
управления и научной организации труда.
Несмотря на определенную работу, проделанную органами
здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно
- поликлинических учреждений, объем и уровень оказания
внебольничной медицинской помощи населению, а также качество
работы ряда амбулаторно - поликлинических учреждений, все еще
существенно отстают от имеющейся потребности и современных
достижений медицинской науки.
В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской,
Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных
республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР
- материально - техническая база некоторых поликлиник является
неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены
современной лечебно - диагностической и другой аппаратурой.
В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно -
поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста
численности населения городов и сельских поселений.
Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству
поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и
Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей
обеспеченностью населения амбулаторно - поликлинической помощью и
неудовлетворительной материально - технической базой этих
учреждений.
Проверкой состояния амбулаторно - поликлинической помощи в
ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской,
Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные
недостатки в системе организации и построения сети некоторых
поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня
руководства ими.
Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда
поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и
лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в
этих поликлиниках не достигается главная цель, которая
преследовалась объединением больниц и поликлиник - преемственность
на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в
практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения
больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и
стационаров взаимным опытом работы.
В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую
госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных,
хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного
обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в
стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные
исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате
неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.
Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания
больных, после выписки их из стационара больницы или санатория
(санатория - профилактория) и проведения последующего
восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны
поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без
активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не
закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре
(санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течении
заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации
больных.
В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе
с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к
несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с
рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими
систематического наблюдения и своевременного проведения всего
комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий. Совершенно
недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема
оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 часов и
прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В
результате некоторые больные, которых должен посетить участковый
врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за
медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это
является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой
медицинской помощи к больным с острой патологией.
В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе
с санитарно - эпидемиологическими станциями и прежде всего, в
проведении комплексных противоэпидемических и профилактических
мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно -
гигиеническому воспитанию населения.
В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме
современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного
обследования больных, новые, эффективные методы и средства
лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов
амбулаторно - поликлинических учреждений убедительно доказано, что
многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно
лечить в условиях поликлиники.
Серьезные недостатки в ряде амбулаторно - поликлинических
учреждений имеются в постановке и уровне проведения
диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и
здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не
берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с
повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей
промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению
на одного врача - специалиста в некоторых поликлиниках не
превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный
учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые
исследования и лечебно - оздоровительные мероприятия. Еще
недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние
дни недели.
В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и
наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном,
обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей - хирургов, и
отсутствие должного руководства и контроля за их работой.
Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и
эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных
структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего
внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких - либо
материальных затрат.
Для повышения уровня лечебно - диагностического процесса в
поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют
централизованные биохимические, серологические и цитологические
лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно -
диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов
и научно - исследовательских институтов еще недостаточно уделяют
внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам
этих учреждений.
Уровень и качество амбулаторно - поликлинической помощи во
многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров,
особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального
уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения
во многом зависит полнота обследования больного, своевременная
диагностика и исход заболевания.
Однако некоторые руководители министерств здравоохранения
союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все
сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность
участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы.
Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами
здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и
областей численность населения на одного участкового врача -
терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.
Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают
вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная
более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные
кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном
виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.
В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая
работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на
прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не
используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В
ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики
работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы
предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники.
Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда
врачей и других медицинских работников.
В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного
отношения к больным.
Руководители некоторых амбулаторно - поликлинических
учреждений не уделяют должного внимания санитарно -
просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало
используют разнообразные формы группового и индивидуального
санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при
посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном
учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения
здоровый образ жизни.
Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и
совершенствование амбулаторно - поликлинической помощи сельскому
населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской
местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886
приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных
участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь
сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и
консультативная помощь в межрайонных специализированных
отделениях.
Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной
помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также
увеличивается число выездов врачей - специалистов центральных
районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.
Улучшилось оснащение сельских амбулаторно - поликлинических
учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом.
Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и
амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.
В результате проведенных мероприятий число посещений сельских
жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в 1980 г.
Однако объем врачебной амбулаторно - поликлинической помощи
увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской,
Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.
План строительства сельских амбулаторно - поликлинических
учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных
республиках за X пятилетку не выполнен.
В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской,
Таджикской союзных республик еще значительное число сельских
участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.
До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда
некоторые местные органы здравоохранения продолжают
реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета
соответствующих условий.
В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно -
поликлинической помощи, повышения ее качества и эффективности
...
Полный текст документа можно взять здесь www.for-medic.narod.ru