П А М Я Т К И для врачей, выезжающих в лечебно-профилактические учреждения для оказания консультативной и организационно-методической помощи. |
ПАМЯТКА
по проверке ЛПУ со стационарами
- Общие сведения:
- наименование и адрес
- состав по корпусам, отделениям
- проектная и фактическая мощность учреждения
2. Благоустройство территории:
- наличие функционального деления (зона основных корпусов, хоззона, зона патологоанатомического корпуса, и т.д.)
информационное обеспечение расположения корпусов, приемных отделений и проездов к ним (схема и указатели для многокорпусных больниц)
- достаточность озеленения
- благоустройство территории, проездов, дорожек, мест отдыха и прогулок (твердое покрытие, планировка зеленых зон, наличие уклонов и систем для водоотведения поверхностного стока, наличие и работоспособность наружного освещения, наличие гостевых автостоянок)
- наличие, состояние и достаточность малых архитектурных форм (скамеек для отдыха, беседок, урн для мусора)
- состояние площадок для временного хранения твердых бытовых отходов (расположение, наличие твердого покрытия, ограждения, состояние контейнеров, наличие на них крышек, наполняемости)
- состояние козырьков, входных групп корпусов
- периодичность и качество уборки
3. Прием посетителей:
- наличие информационного обеспечения для посетителей в фойе
корпусов (правила внутреннего распорядка, расположения и телефонов
отделений, кабинетов администрации и времени приема посетителей,
списков продуктов для передач и т.д.)
- наличие гардеробов для посетителей
- Организация работы приемного отделения:
- наличие условий для полной санитарной обработки поступающих лиц
- организация противопедикулезных мероприятий
- наличие сменяемого запаса больничной одежды, дезинфицирующих
средств
- наличие условий и выполнение дезинфекционного режима
- Архитектурно-планировочные решения:
- обеспечение централизованными системами инженерного
обеспечения (водоснабжение хол. и гор., отопление, канализация,
вентиляция), их работоспособность.
- обеспечение нормативов площади, и требований к внутренней отделке помещений
наличие необходимого набора основных и вспомогательных помещений
- обеспеченность санитарно-техническими приборами
- обеспечение твердым инвентарем, соответствие его состояния и расстановки требованиям СанПиН
- Санитарно – техническое состояние:
- сроки проведения текущих, косметических и капитальных ремонтов
- целостность внутренней отделки палат и помещений (покрытия стен, полов, потолков, своевременность устранения результатов аварий, протечек, неисправностей сантехнического и др. оборудования)
- достаточность и правила размещения твердого инвентаря (кроватей, тумбочек, стульев и т.д.)
- регулярность и качество проведения уборок
- температурный режим в палатах
- радиофикация палат
- организация проветривания палат
- наличие штор в палатах
7. Сан-гигиенические аспекты организации питания:
-
количество посадочных мест в столовой
- соответствие отделки и оснащения раздаточной требованиям СанПиН
- наличие приборов для подогрева пищи и мытья посуды
- наличие столовой посуды и принадлежностей в соответствии с табелем оснащения
- наличие условий для мытья, хранения столовой и кухонной посуды в соответствии с требованиями СанПиН
- наличие резервного источника горячего водоснабжения
- наличие мест и условий для принятия пищи медперсоналом
8. Организация санитарной обработки и ведения бельевого хоз-ва:
- наличие условий и кратность гигиенической помывки больных
- организация дезинфекционных мероприятий в ванных и душевых (наличие ветоши, мочалок, резиновых ковриков, емкостей для их хранения и обработки)
- обеспеченность бельем, постельными принадлежностями, одеждой в соответствии с табелем оснащения, маркировка
- кратность смены постельного белья, постельных принадлежностей, организация стирки, дезкамерной обработки
- организация сбора, сортировки, хранения чистого и грязного белья
9. Осуществление противоэпидемического режима:
- правильность использования бактерицидных облучателей (сроки замены ламп, графики работы, пыль и т.п.)
10. Организация труда и быта медперсонала:
- наличие помещений для отдыха, приема пищи, наличие гардероба (инд. шкафчиков)
- наличие санитарных узлов, душевых, комнат гигиены женщин и др. помещений в соответствии с СанПиН для медперсонала
- обеспеченность полными комплектами спецодежды, защитными приспособлениями, регулярность их смены, опрятность медперсонала.
ПАМЯТКА
врача-стоматолога по проверке работы зубного кабинета
в участковых больницах и на ФАПах
- Проверка учетно-отчетной документации.
- Сан – эпид. режим в кабинете.
- Консультация стоматологических больных.
- Выборочная проверка качества санации школьников.
- Санитарно – просветительная работа. Работа по формированию ЗОЖ.
- Обслуживание ИОВ и участников войны, воинов-интернационалистов.
- санация соматических больных в участковых больницах.
- Санация механизаторов сельского хозяйства и доярок.
ПАМЯТКА по проверке
терапевтической службы на сельском врачебном участке, ФАП.
1. Годовой и месячный план работы. Контроль за их исполнением, учеба со средним медперсоналом.
2. Организация терапевтической помощи амбулаторным больным. Оборудование врачебного кабинета. Дневник работы фельдшера, нагрузка, удельный вес фельдшерских посещений, обслуживание вызовов на дом. Амбулаторная карточка, её оформление на амбулаторном приеме, при выездах на дом (полнота заполнения, обоснованность лечения), Амбулаторный журнал (на ФАП).
3. Диспансеризация терапевтических больных, учёт, лабораторное и инструментальное исследование, противорецидивное лечение, план лечения, этапный эпикриз, трудоустройство, санаторно-курортный отбор, эффективность диспансеризации. Диспансеризация эндокрин-ных больных. Документация: амбулаторные карты, ф 30, сводная ведомость учета заболеваний, подлежащих диспансерному наблюдению (ф 271), стат.талоны, контрольный список диспансерных больных. Контроль за работой ФАП. % охвата диспансеризацией терапевтических больных.
4. Экспертиза заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Выдача, учет и хранение ЛН, их хранение, оформление, журнал регистрации ЛН, анализ заболеваемости по ф-1, работа ВКК.
5. Лечение терапевтических больных в стационаре. Связь стационара с амбулаторией. Анализ карт умерших больных. Наличие таблиц диагностики и лечения острых отравлений, учет и хранение сильнодействующих и ядовитых средств, хранение медикаментов. Диет-столы, диетическое питание, соблюдение натуральных норм питания, работа пищеблока. Организация неотложной терапевтической помощи. Документация. Шкаф посиндромной терапии.
6. Профилактические осмотры населения. Наличие списков целевых осмотров и профилактических. Осмотры обязательных контингентов. Профилактические осмотры подростков, ведение документации подростков, списки, амбулаторные карты, ф-30.
7. Анализ деятельности амбулатории и стационара, наличие таблиц, показателей.
8. Использование ЭКГ-аппаратуры, количество снятых ЭКГ.
9. Контроль за выполнением постановлений МЗ РБ № 65 от 06.07. по выписке льготных рецептов и правильного отбора больных на санаторно-курортное лечение.
10. Контроль за своевременным направлением больных нуждающихся в реабилитации на МРЭК.
11. Работа по формированию здорового образа жизни.
ПАМЯТКА
по активному выявлению и профилактике заразных кожных и венерических заболеваний в СВА, СУБ, ФАП
- Годовой и месячный планы мероприятий по борьбе с заразными и венерическими заболеваниями, их исполнение.
- Учет больных грибковыми заболеваниями, чесоткой, выявление контактов.
- Осмотры на грибковые заболевания и чесотку амбулаторных и стационарных больных, осмотры школьников, подворные обходы населения. Количество выявленных больных, учет и профилактика.
- Школы, детские сады и ясли на территории участка, осмотры в них на чесотку и грибковые заболевания.
- Мероприятия по выявлению сифилиса. Соблюдения стандартов обследования беременных на венерические заболевания согласно приказа МЗ РБ № 66 от 5.02.07г.
- Работа по формированию здорового образа жизни.
ПАМЯТКА по проверке
противотуберкулезной службы на сельском врачебном участке
- Годовой план лечения больных туберкулезом, высланный противотуберкулезным диспансером.
- Наведен ли учет больных туберкулезом согласно примерного плана лечения (на врачебных участках), амбулаторные карты, контрольные карты.
- Выставлены ли диагнозы в амбулаторных и контрольных картах.
- Лечились ли бациллярные больные стационарно в больнице или санатории в текущем году.
- Есть ли список контактов бациллярных больных. Есть ли такие больные.
- Обследовались ли контакты бациллярного больного в тубкабинете в текущем году (два раза в год).
- Сколько контактов не обследовалось в текущем году в тубкабинете.
- Обследованы ли больные туберкулезом в тубкабинете (не менее 2-х раз в году).
- Сколько больных не обследовалось в тубкабинете в текущем году.
- Посещаются ли ежемесячно бациллярные больные.
- Есть ли запись участковой сестры в карте ежемесячно.
- Проводилось ли противорецидивное лечение больным туберкулезом весной и осенью.
- На сколько дней выдаются антибактериальные препараты (два раза в неделю) больным туберкулезом.
- Ведется ли учет и выдача медикаментов в журнале с росписью больного.
- Есть ли план постановки реакции Манту, проведения БЦЖ.
- Сколько нужно поставить реакций Манту в текущем году.
- Сколько поставлено реакций Манту.
- Сколько человек подлежали ревакцинации против туберкулеза.
- Сколько человек ревакцинировано против туберкулеза.
- Есть ли журнал учета реакций Манту.
- Есть ли журнал положительно реагирующих на туберкулин.
- Есть ли журнал учета виражных.
- Проводилась ли химиопрофилактика виражных, контактных с повышенными пробами, есть ли такие на ФАП.
- Есть ли список санактивистов, закрепленных за больными туберкулезом.
- Есть ли туберкулин и вакцина БЦЖ на ФАП.
- Сколько человек недообследовано после флюорографии с патологией органов грудной клетки в недельный срок после получения извещения на ФАП и участке.
- Сколько человек не прошли рентгенофлюорографическое обследование.
- Имеется ли удостоверение на право внутрикожного БЦЖ.
- Закреплены ли приказом главврача больницы ответственные за противотуберкулезную работу.
- Работа по формированию здорового образа жизни.
ПАМЯТКА
по проверке педиатрической службы
на сельском врачебном участке, ФАП
- Учет детей до 18-ти лет, одного года, от одного года до трёх лет, школьников, учет семей социального риска.
- Дородовый патронаж.
- Патронаж новорожденных: выписка из роддома, оформление историй развития ребенка, ф-112, подписи под дневником.
- Патронаж детей до одного года, до трёх лет, вскармливание, советы.
- Патронаж дошкольников.
- Диспансеризация обслуживаемых детей: ревматизм, гипотрофия, экссудативные диатезы, недоношенные, на искусственном вскармливании, двойни и другие.
- Лечебно-профилактическое обслуживание школьников: углублённые осмотры, оздоровительные мероприятия.
- Осмотры детей до одного года врачом-педиатром, участковым врачом.
- Специфическая профилактика рахита, ведение листка полученного ребенком витамина Д.
- Детская смертность на участке и ее анализ.
- Наглядная агитация по уходу за детьми, литература по обучению матерей по вопросам ухода, грудного вскармливания.
- Профилактика гипогалактии.
- Профилактические прививки, работа прививочных пунктов. Отказчики от прививок и работа с ними.
- Обслуживание организованных детей: ясли, сады.
- Лечение детей в стационаре.
- Годовой и месячный планы по обслуживанию детей, их исполнение.
- Работа по формированию здорового образа жизни.
П А М Я Т К А
по проверке лабораторной службы сельской участковой больницы, врачебного участка.
1. Наличие годового плана работы, его выполнение.
2. Применяемые методики, их соответствие обязательному минимуму
лабораторных исследований для лабораторий ЛПУ.
3. Целесообразность, полнота и своевременность лабораторного
обследования больных.
4. Контакт лаборантов с лечащими врачами.
5. Наличие и ведение документации.
6. Оснащение лаборатории необходимым оборудованием и реактивами.
7. Выполнение приказа № 315 МЗ РБ «Об утверждении примерного табельного оснащения клинико-диагностических лабораторий ЛПУ приборами, оборудованием и медицинским инструментарием».
8. Выполнение приказов МЗ РБ № 66 «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в Республике Беларусь», № 351 «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующие вопросы по проблемам ВИЧ-СПИД», № 165 «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения».
9. Правильно ли проводится обработка лабораторного инструментария и посуды.
10. Проверяется ли вся моча на сахар.
11. Определяются ли желчные пигменты и уробилиноген в моче.
11. Соблюдается ли техника безопасности в лаборатории: вытяжные шкафы, вентиляция, хранение кислот, щелочей, правильность работы с ними, обработка рук лаборанта после взятия крови.
12. Нагрузка лаборантов и количество проведенных исследований.
13. Культура обслуживания.
ПАМЯТКА
по проверке физиотерапевтической службы на сельском врачебном участке, ФАП.
- Состояние техники безопасности.
- Нагрузка на медсестру физиотерапевтического кабинета в день в процедурных единицах.
- Техника и методика отпуска процедур.
- Использование всей имеющейся аппаратуры.
- Наличие аптечки для оказания медицинской помощи.
- Срок хранения и использования лекарственных средств.
- Правильность ведения документации кабинета.
Перечень необходимой документации ФТК:
- Паспорт ФТК.
- Должностные инструкции.
- Инструкция по охране труда и ТБ.
- Свидетельство о проверке метрологической службой физиоаппаратуры (1 раз в 2 года)
- Журнал учета первичных больных.
- Дневник ежедневной работы ФТК.
- Карты больного, лечащегося в ФТК – ф. 044/у.
- Паспорт ФТК.
Памятка
по проверке психоневрологической службы на сельском врачебном участке
- Проверка качества диспансеризации психоневрологических больных на врачебном участке и на ФАП.
- Консультация врачом психоневрологом учтенных больных.
- Проверка проводимой среди населения работы по формированию здорового образа жизни по профилактике психоневрологических заболеваний (о вреде курения, алкоголя и т.д.).
- Памятка для медработника для профилактики суицидов среди населения.
Памятка
по проверке акушерско-гинекологической службы
на сельском врачебном участке, ФАПе.
- Наличие должностных инструкций, инструктивно-методической папки с основными инструкциями по оказанию медицинской помощи беременным и гинекологическим больным.
- Наличие паспорта участка.
- Качество ведения медицинской документации: журнал учета беременных, психопрофилактической подготовки беременных, учета гинекологических больных, женщин ГРР, выявленной гинекологической патологии при профилактических онкоосмотрах, по формированию здорового образа жизни, онкоосмотров, учета женщин, не прошедших онкоосмотра 2 и более лет.
- Готовность оказания неотложной помощи при неотложных состояниях при акушерской и гинекологической патологии.
- Качество проведения онкоосмотров женщин.
- Качество ведения беременных:
- ранняя постановка на учет по беременности;
- качество родовых и послеродовых патронажей;
- прегравидарное обследование и подготовка;
- выполнение стандартов наблюдения за беременными;
7. Качество диспансерного наблюдения гинекологических больных.
8. Качество диспансеризации женщин ГРР.
9. Работа с женщинами группы социального риска по предупреждению
непланированной беременности.
- Формирование женщин группы риска по возникновению онкозаболеваний органов репродуктивной системы и своевременность их обследования.
- Наличие списков женщин с отягощенным акушерским анамнезом.
- Показатель абортов на врачебном участке.
- % преждевременных родов на участке.
- % охвата женщин фертильного возраста эффективными методами контрацепции.
- Работа среди девочек-подростков по формированию здорового образа жизни (проведение лекций и бесед в школе, наличие конспектов лекций: физиология периода полового созревания, основы личной гигиены, профилактика гинекологических заболеваний, самообследование молочной железы, аборт и его осложнения; репродуктивное здоровье – залог здорового материнства).
- Оформление санитарных бюллетеней (самообследование молочной железы, профилактика абортов, грудное вскармливание, профилактика онкозаболеваний, планирование семьи).
- Укомплектование акушерской сумки.
- Оценка уровня профессиональной подготовки медперсонала по оказанию акушерско-гинекологической помощи.
Памятка
о проводимой работе в участковых больницах и на ФАПах
при плановых выездах врача – эндокринолога
- Проверка документации на диспансерных больных с эндокринной патологией (наличие списков больных, контроль даты последнего посещения районного специалиста).
- Обследование лиц с факторами риска развития сахарного диабета – ожирения, ИБС, АГ лица с отягощенной наследственностью, женщины родившие ребенка свыше 4,0кг.
- Профилактика йододефицитных заболеваний среди детского населения и подростков, беременных и кормящих грудью.
- Проверка приводимых в участковых больницах лабораторных исследований – определение глюкозы крови, анализ мочи на сахар. Наличие глюкометра.
- Семинарские занятия с медработниками участковых больниц на темы: Сахарный диабет; Заболевания щитовидной железы (эндемический зоб, тиреотоксикоз, гипотиреоз).
- Работа по формированию здорового образа жизни.