ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства здравоохранения СССР
31 июля 1978 года №720
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ОТДЕЛЕНИЯХ ХИРУРГИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ, В ПАЛАТАХ И ОТДЕЛЕНИЯХ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ)
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
- Инструкция предназначена для персонала лечебно-профилактических учреждений (отделений хирургического профиля, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии), а также для работников санитарно-эпидемиологических станций, организующих и контролирующих проведение мероприятий по неспецифической профилактике внутрибольничных инфекций.
- Внутрибольничные инфекции – это инфекционные заболевания, полученные больными в лечебных учреждениях.
- Современные внутрибольничные инфекции в хирургических клиниках вызываются различными микроорганизмами и клинически проявляются в основном синдромом нагноений и септических поражений.
- Наиболее часто возбудителями внутрибольничных инфекций являются резистентные к антибиотикам штаммы золотистого стафилококка, синегнойной палочки, протея, кишечной палочки, клебсиелл, серраций, грибов кандида, а также различные ассоциации указанных микробов.
- Источниками внутрибольничных инфекций в хирургических стационарах являются больные с острыми и хроническими формами гнойно-септических заболеваний и бессимптомные носители патогенных микроорганизмов среди больных и персонала.
- В зависимости от локализации возбудителя выделение его из организма больного или носителя происходит через различные органы и ткани (дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, мочеполовой путь и др.).
- Распространение возбудителей внутрибольничных инфекций происходит двумя путями: воздушно-капельным и контактным. Основными факторами передачи являются воздух, руки, многочисленные объекты внешней среды (белье, перевязочный материал, инструментарий, аппаратура и т. д.).
- Для профилактики и борьбы с послеоперационными гнойными осложнениями организуют и проводят комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на выявление и изоляцию источников инфекции и перерыв путей передачи. Он включает: своевременное выявление и изоляцию в специальных отделениях (секции), палаты больных, у которых послеоперационный период осложнился гнойно-септическими заболеваниями, своевременное выявление носителей патогенного стафилококка и их санацию, применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля, организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев, использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, мягкий инвентарь, одежда, обувь, посуда и т. д.), имеющих эпидемиологическое значение в механизме передачи внутрибольничных инфекций.
- Ответственность за проведение комплекса мероприятий по борьбе с послеоперационными осложнениями возлагается на главного врача и заведующих отделениями хирургического профиля лечебно-профилактических учреждений.
- Заведующие отделениями вместе со старшими сестрами организуют и контролируют выполнение настоящей инструкции.
- Старшая сестра отделения проводит инструктаж среднего и младшего медицинского персонала по выполнению комплекса противоэпидемических мероприятий.
- Каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит:
Полный медицинский осмотр, включающий осмотр оториноларингологом и стоматологом, бактериологическое исследование мазков со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка;
Краткий инструктаж по проведению основных санитарно-противоэпидемических мероприятий на порученном ему участке работы.
1.13. Весь работающий персонал должен быть взят под диспансерное наблюдение для своевременного выявления и излечения кариозных зубов, хронических воспалительных заболеваний носоглотки, а также для своевременного выявления носителей патогенного стафилококка (особенно персонал операционного блока, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии, послеоперационных палат).
1.14. Медицинские осмотры персонала отделения производят в соответствии с действующей инструкцией об обязательных медицинских осмотрах. При выявлении открытых воспалительных процессов или признаков недомогания у отдельных лиц их отстраняют от работы до полного выздоровления.
1.15. Заведующий отделением один раз в квартал организует обследование обслуживающего персонала на носительство патогенного стафилококка, и в случае выявления носителей проводится их санация.
1.16. При возникновении внутрибольничных инфекций среди больных проводят внеочередной медицинский осмотр всего персонала отделения, а также внеочередное бактериологическое обследование на носительство.
1.17. При возникновении в хирургическом стационаре внутрибольничных инфекций проводят длительное эпидемиологическое обследование, в ходе которого выявляют возможные источники инфекции, пути и факторы передачи и осуществляют мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения заболевания.
1.18. Эпидемиологическое обследование проводит эпидемиолог санитарно-эпидемиологической станции.
- САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ.
- Врач осматривает всех поступающих в приемное отделение для своевременного выявления и изоляции больных с гнойно-септическими заболеваниями. У больных осматривают кожные покровы, зев и измеряют температуру тела. Деревянные шпатели после использования уничтожают, а металлические обеззараживают. Термометры целиком помещают в сосуд с дезинфицирующим раствором.
- Осмотр больного производят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного клеенку обязательно протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего вещества.
2.3. После осмотра больного, исследования ран и смены повязок персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 минут. Для мытья рук использует брусковое хозяйственное мыло или туалетное в мелкой расфасовке (на одну обработку).
- После осмотра больного с гнойно-септическим заболеванием, обработки гнойных ран персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов.
- В качестве средств для дезинфекции рук применяют 70% этиловый спирт, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (0,125% по активному хлору) раствор хлорамина. Рабочие растворы указанных препаратов готовит аптека лечебно-профилактического учреждения. Емкости с растворами устанавливают в перевязочной.
- При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином 5-8 мл препарата наносят на ладонные поверхности кистей и втирают в кожу в течение 2 минут.
- Обработку рук растворами хлорамина производят в тазу. В таз наливают 3 л раствора. Руки погружают в препарат и моют в течение 2 минут. Указанный раствор пригоден для обработки рук 10 чел.
- Щетки для обработки рук моют и кипятят в 2% содовом растворе в течение 15 минут. Чистые щетки хранят в стерильных биксах, вынимают по мере надобности стерильным корнцангом.
- Для каждого члена дежурной бригады выделяют индивидуальное полотенце. Полотенце меняют не реже 1 раза в сутки.
- Исследование ран и смену повязок проводят в перевязочной в халатах, шапочках, полностью закрывающих волосы, масках, перчатках. При обработке больных с гнойными ранами дополнительно надевают клеенчатый фартук, который после работы обеззараживают.
- Больной в приемном отделении проходит полную санитарную обработку: принимает душ (или ванну, по указанию врача), подстригают ногти. Для мытья больной получает чистую мочалку.
- После санитарной обработки больной надевает чистое больничное белье, халат (пижаму), тапочки.
- После разового использования мочалки для мытья больных, машинки для стрижки волос, бритвы и бритвенные приборы, кусачки и ножницы для ногтей, наконечники для клизм и ванны обеззараживают.
- Уборку помещений приемного отделения производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
- Уборочный инвентарь (ведра, тазы и т. д.) маркируют и используют строго по назначению. Ветошь выделяют и хранят строго по объектам обработки. После использования уборочный инвентарь обеззараживают.
- САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ОТДЕЛЕНИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.
3.1. После выписки каждого больного кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, обильно смоченной дез. раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм микробов. По возможности соблюдают цикличность заполнения палат.
3.2. Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, подкладное судно и т. д., которые после использования немедленно убирают из палаты и тщательно моют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию.
3.3. Категорически запрещают принимать в отделении хирургического профиля мягкие игрушки и другие предметы, не выдерживающие дезинфекционной обработки.
3.4. Больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями изолируют в отдельные палаты (секции, отделения гнойной хирургии). В этих палатах устанавливают ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа.
3.5. В палатах для больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями персонал работает в халатах, масках и тапочках. По окончании работы производят смену халатов, масок, шапочек. Руки обеззараживают.
3.6. Самовольные передвижения больных из палаты в палату и выход в другие отделения категорически запрещается.
3.7. Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7 дней (после гигиенического мытья). Кроме того, белье обязательно меняют в случае загрязнения.
3.8. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или емкости с крышкой. Категорически запрещают сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые помещения.
3.9. Сортировку и разборку грязного белья производят в специально выделенном помещении вне отделения. После смены белья предметы в палате и пол протирают дез. раствором.
3.10. Выписку больных производят в отдельном помещении (выписной).
3.11. Тапочки и другую обувь после выписки или смерти больного протирают тампоном, смоченным 25% раствором формалина или 40% раствором уксусной кислоты, или обрабатывают из аэрозольного баллона «Сапожок-74» до полного увлажнения внутренней поверхности. Затем обувь укладывают в полиэтиленовый пакет на 3 часа, после чего вынимают и проветривают в течение 10-12 ч. до исчезновения запаха препарата.
3.12. В отделении соблюдают порядок и чистоту. Уборку производят не реже 2 раз в день влажным способом мыльно-содовым раствором. Дезинфицирующие средства используют после смены белья и в случае возникновения внутрибольничных инфекций. В палатах для больных с гнойно-септическими осложнениями ежедневную уборку проводят с обязательным использованием дезинфицирующих растворов.
- САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ БОЛЬНЫХ.
4.1. Организация питания больных в лечебно-профилактических учреждениях является одним из важных разделов в комплексе лечебных мероприятий.
4.2. Ответственность за оборудование пищеблока, буфетных отделений лечебно-профилактического учреждения несет главный врач.
4.3. Ответственность за соблюдение требований при приготовлении и реализации пищи несут повара и буфетчицы отделений, контроль за соблюдением работниками пищеблока санитарных требований осуществляет врач-диетолог.
4.4. Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения в халатах с маркировкой «для раздачи пищи».
4.5. Технический персонал, занятый уборкой палат и других помещений отделения, к раздаче пищи не допускается.
4.6. Прием пищи больными отделения (за исключением тяжелобольных) происходит в специально выделенном помещении – столовой. Личные продукты питания (передачи из дома) больные хранят в тумбочках (сухие продукты) и в специально выделенном холодильнике (скоропортящиеся продукты), передачи принимают в пределах разрешенного врачом ассортимента и количества продуктов.
4.7. После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений буфетной и столовой с использованием дез. растворов.
4.8. Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирания столов после окончания уборки кипятят или подвергают обеззараживанию, затем сушат и хранят в специальной чистой таре с крышкой.
4.9. Персонал пищеблока и буфетных должен соблюдать правила личной гигиены: перед посещением туалета снимать халат, после посещения – мыть и обеззараживать руки одним из дез. средств.
- САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ОПЕРАЦИОННОМ БЛОКЕ, ПАЛАТАХ И ОТДЕЛЕНИЯХ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ПАЛАТАХ И ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ.
5.1. Операционный блок отделяют от остальных помещений хирургического отделения тамбуром, оборудованным источником бактерицидного ультрафиолетового излучения, двери в операционном блоке держат постоянно закрытыми.
5.2. Операционный блок оборудуют стационарными бактерицидными облучателями и вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой. В приточную вентиляционную систему устанавливают бактерицидные фильтры.
5.3. В операционных, перевязочных, палатах, отделениях реанимации и интенсивной терапии для снижения микробной обсемененности рекомендуется устанавливать воздухоочистители передвижные рециркуляционные.
5.4. Строго разделяют операционные для чистых и гнойных операций. При отсутствии условий для выполнения этого требования операции по поводу гнойных процессов производят в специально выделенные дни с последующей тщательной дезинфекцией операционного блока и всего оборудования.
5.5. Хирурги, операционные сестры и все лица, участвующие в операции, перед операцией принимают гигиенический душ, надевают операционное белье (пижаму, тапочки, шапочку, халат). Перед входом в операционный блок халат снимают, надевают маску, бахилы и проходят в операционную, где производят обработку рук и надевают стерильный халат, перчатки и маску. Строго соблюдают «правило красной черты». Все входящие в операционную (на красную черту) должны быть одеты в стерильное белье.
5.6. Все другие лица перед входом в операционную надевают 4-слойную марлевую маску и тщательно убирают волосы под шапочку, после чего надевают бахилы. Для использованных бахил устанавливают бак или ведро с крышкой. Не разрешают хождение персонала в операционном блоке в уличной обуви. Вход в операционный блок персоналу, не участвующему в операции, запрещается.
5.7. Больного перед операцией доставляют в операционный блок на каталке отделения. Перед операционным блоком больного перекладывают на каталку операционного блока, на которой его подвозят непосредственно к операционному столу.
5.8. В предоперационной определяют место для каталки операционного блока. Ежедневно каталку обрабатывают ветошью, смоченной в дез. растворе.
5.9. Все приборы, аппараты и другие предметы, ввозимые и вносимые в операционный блок (каталку, баллоны с О2, СО2, кардиографы и т.д.) перед входом в операционный блок обрабатывают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
5.10. Стол для стерильного инструментария покрывают стерильной простыней непосредственно перед операцией, раскладывают на ней стерильный инструментарий и закрывают сверху простыней.
5.11. Перевязочный материал и инструментарий, использованные в ходе операции, собирают в специально выделенные емкости.
5.12. Категорически запрещается хранение в операционном зале предметов, не используемых во время оперативного вмешательства.
5.13. Строго разделяют перевязочные для чистых и гнойных перевязок. При наличии одной перевязочной обработку гнойных ран производят после проведения чистых манипуляций с последующей тщательной обработкой помещения и всего оборудования дезинфицирующими растворами.
5.14. Персонал перевязочных, отделений реанимации и интенсивной терапии ежедневно меняет халаты, шапочки, маски.
5.15. Медицинская сестра во время перевязок больных с нагноительными процессами надевает клеенчатый фартук, который после каждой перевязки протирает ветошью, смоченной в дез. растворе, и обрабатывает руки раствором бактерицидного препарата.
5.16. После проведения перевязок и сбора перевязочного материала в специально выделенные емкости производят влажную уборку с применением дез. раствора. Инфицированный перевязочный материал подлежит дезинфекционной обработке.
5.17. Персоналу, не работающему в перевязочных, палатах и отделениях реанимации и интенсивной терапии вход в них запрещен
5.18. Перед поступлением больного из операционной в палату интенсивной терапии, послеоперационную палату, кровать, прикроватную тумбочку обрабатывают дезинфицирующим раствором. Кровать заправляют постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку.
5.19. Уборку операционного блока, перевязочных, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии проводят влажным способом не реже 2 раз в день с использованием дезинфицирующих средств.
5.20. Один раз в неделю проводят генеральную уборку операционного блока и перевязочных. Помещения операционного блока, перевязочных предварительно освобождают от предметов оборудования, инвентаря, инструментов, медикаментов и т. д. Для дезинфекции используют комплекс, состоящий из 6% раствора перекиси водорода и 0,5% моющего средства. После дезинфекции помещения операционного блока и перевязочные облучают ультрафиолетовым светом (прямым или отраженным), включая настенные или потолочные бактерицидные облучатели.
5.21. Для утилизации использованного перевязочного материала и отходов после операции устанавливают муфельные печи.
- ОБРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО ПОЛЯ, РУК, ХИРУРГИЧЕСКИХ ПЕРЧАТОК В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ.
6.1. Обработка рук персонала, участвующего в операции (хирургов, анестезиологов-реаниматологов, операционных сестер, сестер-анестезисток и др.) является обязательной.
6.2. Для хирургической обработки рук используют различные препараты, разрешенные фармакологическим комитетом Министерства здравоохранения, в том числе препарат «С-4» и хлоргексидина биглюконат (гибитан).
6.3. Рецептуру «С-4» готовят из необходимого количества водорода пероксида и муравьиной кислоты, которые смешивают в стеклянном сосуде, последний помещают в холодную воду на 1-1,5 ч. и периодически встряхивают. Полученный раствор хранят не более суток в стеклянном сосуде с герметической пробкой в прохладном месте. Для обработки рук используют 2,4% раствор рецептуры «С-4».
Раствор готовят и используют только в день операции. Перед обработкой рук раствором рецептуры «С-4» руки моют водой с мылом без щетки в течение 1 мин. После этого руки ополаскивают водой для удаления мыла и вытирают насухо стерильной салфеткой. Затем руки обрабатывают в течение 1 мин. раствором рецептуры «С-4» в эмалированном тазу, после чего вытирают стерильной салфеткой и надевают стерильные перчатки. После окончания работы руки смазывают смягчающим средством.
6.4. Для обработки рук хирургов применяют раствор хлоргексидина биглюконата.
Хлоргексидин выпускается в виде 20% водного раствора в стеклянных бутылках емкостью 500 мл. Для обработки рук используют 0,5% спиртовой раствор препарата. Для получения раствора препарат разводят в 70% спирте в соотношении 1:40.
6.5. Методика обработки рук хлоргексидином биглюконатом: после предварительного мытья рук с мылом и последующего протирания стерильной марлевой салфеткой производят обработку рук ватным тампоном, смоченным 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина в течение 2-3 мин.
6.6. Для обработки кожи операционного поля применяют йодонат, йодопирин, хлоргексидина биглюконат. Применять настойку йода для обработки кожи операционного поля запрещается.
Рабочие растворы йодоната готовят ex tempore путем разбавления исходного раствора в 5 раз кипяченой или стерильной водой. Кожу операционного поля без предварительного мытья обрабатывают двукратным смазыванием стерильными тампонами, смоченными в 5-7 мл растворе йодоната или йодопирина.
6.7. Для изоляции кожи операционного поля применяют специальную пленку.
6.8. Обработка перчаток в ходе операции: газ с раствором рецептуры «С-4» вносят в операционную и через каждые 45-60 мин. проводят повторную обработку перчаток в процессе операции.
6.9. После окончания операции весь хирургический инструментарий подлежит предстерилизационной очистке в целях удаления белковых, жировых, механических загрязнений и лекарственных препаратов.
6.10. Инструменты после гнойных операций перед обработкой подлежат дезинфекции.
7. ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТОВ К ОПЕРАЦИИ.
7.1. Предстерилизационную обработку осуществляют ручным или механизированным способом.
7.2. Предстерилизационную обработку ручным способом проводят в следующей последовательности:
а) предварительное ополаскивание под проточной водой в течение 0,5 мин.;
б) замачивание в моющем растворе при полном погружении изделия на 15 мин. при температуре 50˚С;
в) мойка в моющем растворе при помощи ерша или ватно-марлевого тампона – 0,5 мин.;
г) ополаскивание проточной водой, а затем дистиллированной – 0,5 мин., в случае использования моющих средств «Лотос» или «Астра» время ополаскивания равно 1 мин.;
д) сушка в суховоздушных стерилизаторах горячим воздухом при температуре 80-85˚С до полного исчезновения влаги.
7.3. В качестве моющего средства используют:
а) комплекс водорода пероксида с моющими средствами «Прогресс», «Триас-А», «Лотос» или «Астра».
б) препарат «Биолот».
7.4. Механизированную обработку инструментов проводят в моечных машинах специального назначения: для игл, шприцев, инструментов по инструкции, приложенной к аппарату.
8. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ.
8.1. Качество мойки хирургических инструментов, шприцев, игл определяют путем постановки бензидиновой, ортотолуидиновой или амидопириновой проб.
8.2. Бензидиновая проба. Существуют две модификации пробы:
- Проба с солянокислым бензидином (бензидина хлоридом). Смешивают 0,5-1% раствор солянокислого бензидина, приготовленного на дистиллированной воде, с равным количеством 3% раствора водорода пероксида.
- Проба с сернокислым бензидином (бензидина сульфатом). В раствор, состоящий из 5 мл 50% уксусной кислоты и растворенного в ней 0,025г сернокислого бензидина, добавляют 5 мл 3% раствора водорода пероксида.
8.3. Ортотолуидиновая проба. Существуют три модификации пробы:
- Готовят 4% раствор ортотолуидина в 96% этиловом спирте. Раствор хранят в холодильнике. Для повседневного употребления из основного спиртового раствора берут небольшое количество (5-10 мл) и добавляют к нему равное количество 50% раствора уксусной кислоты и столько же дистиллированной воды. На контролируемый предмет наносят 2-3 капли раствора и 1-2 капли 20% раствора водорода пероксида.
- К реактиву, состоящему из 5 мл 50% раствора уксусной кислоты и растворенного в нем 0,025 г ортотолуидина, добавляют 5 мл 3% раствора водорода пероксида.
- Смешивают равные количества 1% водного раствора ортотолуидина, приготовленного на дистиллированной воде, и 3% раствора водорода пероксида.
8.4. Амидопириновая проба.
Смешивают равные количества 5% спиртового раствора амидопирина, 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода пероксида (по 2-3 мл).
8.5. Методика постановки проб: на контролируемое изделие наносят 2-3 капли реактива. При наличии кровяных загрязнений появляется сине-зеленое окрашивание.
8.6. Фенолфталеиновая проба.
Готовят 1% спиртовой раствор фенолфталеина. На вымытое изделие наносят 1-2 капли раствора. При наличии остаточных элементов моющего средства появляется розовое окрашивание.
8.7. Изделия, дающие положительную пробу на кровь или на моющее средство, обрабатывают повторно до получения отрицательного результата.
9. СТЕРИЛИЗАЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ, РЕЗИНОВЫХ ПЕРЧАТОК, ПЕРЕВЯЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА, ХИРУРГИЧЕСКОГО БЕЛЬЯ.
9.1. Стерилизация обеспечивает гибель в стерилизуемом материале вегетативных и споровых патогенных и непатогенных микроорганизмов.
9.2. Стерилизацию проводят различными методами: паром, сухим горячим воздухом, растворами химических веществ и газами. Выбор того или иного способа стерилизации зависит от особенностей стерилизуемого объекта.
9.3. В паровых стерилизаторах стерилизуют белье, перевязочный материал, хирургические инструменты, детали приборов и сплавов, шприцы с надписью 200˚С, стеклянную посуду, изделия из резины (перчатки, трубки, катетеры, зонды и т. д.).
9.4. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю, каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы. Хирургическое белье, перевязочный материал, резиновые перчатки, хирургические инструменты стерилизуют в стандартных биксах, рыхло закладывая их для свободного поступления пара.
9.5. В качестве упаковочных материалов используют двойной слой бязевой ткани или однослойные конверты из растительного пергамента ГОСТ 1341-60.
9.6. Хирургические, гинекологические и стоматологические инструменты, детали и узлы приборов и аппаратов, в том числе изготовленные из коррозийно-нестойких материалов и сплавов, шприцы с надписью 200˚С, режущие инструменты стерилизуют в воздушных стерилизаторах.
В качестве упаковочного материала используют металлические пеналы, упаковку из крафт-бумаги, швы конверта заклеивают 10% клеем из поливинилового спирта или 5% крахмальным клеем.
9.7. Хирургические инструменты из коррозийно-стойких металлов, изделия из резины, пластических масс, в том числе с металлическими частями, стерилизуют растворами препаратов.
9.8. Для стерилизации растворами используют эмалированные, стеклянные или пластмассовые емкости с плотно закрывающейся крышкой. Изделия, подлежащие стерилизации, свободно раскладывают в емкости с раствором и распределяют их. При большой длине изделия его укладывают по спирали. При стерилизации изделия полностью погружают в раствор. После окончания стерилизационной выдержки изделия дважды погружают на 5 минут в стерильную воду, каждый раз меняя ее, затем изделия стерильным корнцангом переносят в стерильный бикс, выложенный стерильной простыней.
9.9. Газовый метод стерилизации применяют для эндоскопических инструментов, аппаратов экстракорпорального кровообращения, изделий из пластических масс, кетгута.
9.10. В качестве упаковочных материалов используют двойные пакеты полиэтиленовой пленки толщиной 0,06-0,2 мм (ГОСТ 10 354-73) пергаментной бумаги марки А или Б (ГОСТ 1341-74).
9.11. Смотровые инструменты (отоларингологические, стоматологические и т. д.) обеззараживают кипячением или погружением в растворы. После погружения изделия прополаскивают в проточной воде.
10. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПАЛАТАХ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ.
10.1. Источником инфекции являются больные газовой гангреной в любой форме: эмфизематозной, отечно-токсической, смешанной и газово-гнойной.
10.2. Возбудители газовой гангрены относятся к роду патогенных клостридий – анаэробных спороносных бацилл. Как правило, ассоциация микробов может состоять из патогенных и малопатогенных клостридий с аэробными бактериями: стафилококком, кишечной палочкой, протеем.
10.3. Основной путь передачи инфекции – контактный. Инфицирование может произойти при попадании возбудителя газовой гангрены на поврежденные кожные покровы или слизистые оболочки с землей, грязным бельем, одеждой, а также при использовании недостаточно простерилизованных инструментов, шприцев, игл, шовного и перевязочного материалов.
10.4. Для лечения больных газовой гангреной выделяют отдельные палаты, по возможности со специальным входом, операционную-перевязочную, оснащенные приточно-вытяжной вентиляцией, не сообщающейся с другими отделениями.
10.5. Стены помещений облицовывают кафельной плиткой на высоту не менее 2 м., пол покрывают пластиком или линолеумом. Поверхности мебели, аппаратуры и оборудования покрывают гладкими непористыми материалами, легко поддающимися механической очистке и дезинфекционной обработке.
10.6. Все помещения для больных с анаэробной инфекцией оборудуют настенными и потолочными бактерицидными облучателями ОБН-150 из расчета 1 облучатель на 30 м3 помещения или ОБН-300 из расчета 1 облучатель на 60 м3 помещения.
10.7. Больной в приемном покое проходит (по возможности) полную или частичную санитарную обработку; принимает душ, подстригает ногти и т. д. В тяжелых случаях больной без обработки поступает в палату.
10.8. Перед поступлением и после выписки больного кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна (если таковая имеется) протирают ветошью, обильно смоченной 6% раствором водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства. Кровать заправляют постельными принадлежностями, прошедшими камерную дезинфекционную обработку по режиму для споровых форм бактерий.
Грязное белье перед стиркой обеззараживают путем замачивания и последующего кипячения в 2% растворе кальцинированной соды (моющего средства) в течение 120 минут с момента закипания.
10.9. Больному выделяют индивидуальные предметы ухода, плевательницу, подкладное судно и т. д., которые после использования моют. После выписки больного предметы ухода подвергают дезинфекции.
10.10. Для мытья рук и туалета больных используют мыло в мелкой расфасовке.
10.11. Посуду после использования освобождают от остатков пищи, замачивают в 2% растворе натрия гидрокорбоната, кипятят в течение 90 минут, затем моют проточной водой и хранят в закрытом шкафу.
10.12. Уборку палат производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением 6% раствора водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства.
10.13. Уборочный инвентарь (ведра, тазы и т.д.) маркируют и используют строго по назначению. После использования его автоклавируют при давлении 2 кгс/см2 (132˚С±2) в течение 20 мин. и хранят в отведенном месте.
10.14. Перевязочную оборудуют стационарными бактерицидными облучателями. Для снижения микробной обсемененности в перевязочной рекомендуется устанавливать воздухоочистители передвижные реоциркуляционные (ВОПР-0,9 или ВОПР-1,5).
10.15. Хирург, процедурная сестра перед входом в перевязочную надевают маску, бахилы. Во время операции или перевязки надевают клеенчатый фартук, который после каждой операции или перевязки протирают ветошью, обильно смоченной в 6% растворе водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства.
10.16. Перевязочный материал используют однократно, во время операции или перевязки его собирают в специально выделенный бикс, автоклавируют при давлении 2 кгс/см2 (132˚С±2) в течение 20 мин. и уничтожают.
ПРИМЕЧАНИЕ: категорически запрещается выбрасывать материал без обеззараживания.
10.17. Инструментарий, используемый во время операции или перевязки, собирают в емкость.
10.18. Уборку операционной-перевязочной производят влажным способом не реже 2 раз в день с применением 6% раствора водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства, с использованием индивидуальных средств защиты, респираторы типа РУ-60 и перчатки. После дезинфекции помещение моют горячей водой и включают бактерицидные облучатели (ОБН-150 или ОБН-300) на 1,5-2 часа.
10.19. Для проведения сеансов гипербарической оксигенации используют одноместные барокамеры, установленные в специально выделенном барозале.
10.20. Больному во время проведения сеанса гипербарической оксигенации выделяют индивидуальную подстилку типа небольшого матраца и подголовник. В целях уменьшения риска рассеивания инфекции чехол на подстилке меняют после каждого сеанса. Если это требование соблюсти невозможно, подстилку обшивают клеенкой или пленкой. После проведения сеанса меняют чехол, протирают подстилку ветошью, смоченной дезинфицирующим веществом.
10.21. Дезинфекцию внутренней поверхности барокамеры проводят после каждого сеанса оксигенации путем протирания стерильной ветошью, смоченной в 6% растворе водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства, затем насухо вытирают стерильной пеленкой или простыней.
10.22. Уборку барозала проводят не менее 2 раз в сутки с использованием 6% раствора водорода пероксида с 0,5% раствором моющего средства. При этом протирают все предметы и аппаратуру ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе, и вытирают насухо. В перерывах между сеансами гипербарической оксигенации включают бактерицидные облучатели.
10.23. После операции или перевязки весь инструментарий, шприцы, иглы погружают в 6% раствор пероксида с 0,5% раствором моющего средства на 60 минут и кипятят в течение 90 минут.
10.24. Последующая методика предстерилизационной обработки инструментария и его стерилизация аналогичны описанным в разделах 7, 8, 9 настоящей инструкции.
11. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ.
11.1. При нарушении режима работы, несоблюдении мер предосторожности и в аварийных ситуациях у персонала могут возникнуть явления общего и частного отравления.
11.2. Характерным для всех применяемых химических средств и стерилизации и дезинфекции является раздражающее действие их на кожные покровы, слизистые оболочки глаз и дыхательные пути.
11.3. Первая помощь при попадании на незащищенную кожу состоит в немедленном обильном обмывании пораженного места чистой водой. При поражении формальдегидом лучше обмывать кожу 5% раствором нашатырного спирта.
11.4. Первая помощь при отравлении через дыхательные пути состоит в немедленном удалении пострадавшего из помещения на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение. Необходимо прополоскать рот и носоглотку водой.
В случае отравления формальдегидом рекомендуется вдыхание водяного пара с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Во всех случаях рекомендуется пить теплое молоко с питьевой содой или с боржоми. По показаниям дают сердечные, успокаивающие, противокашлевые средства, назначают вдыхание кислорода. В тяжелых случаях пострадавших госпитализируют.
11.5. При попадании любого препарата в глаза их немедленно следует промыть струей воды или 2% раствором питьевой соды в течение нескольких минут. При раздражении глаз необходимо закапать раствор альбуцида, при болях 1-2% раствор новокаина.
11.6. При попадании хлорактивных препаратов в желудок его промывают 2% раствором гопосульфита и дают питьевую соду, магнезиальную смесь (1-2 столовые ложки на стакан воды).
При отравлении формальдегидом проводят промывание желудка с добавлением в воду нашатырного спирта или 3% раствора карбоната либо ацетата натрия (аммония). После промывания дают пить сырые яйца, белковую воду и молоко.
Количество ингредиента для приготовления рецептуры «С-4».
Количество рабочего раствора, л
Количество ингредиентов
30-33% раствор водорода пероксида, мл
Муравьиная кислота
Вода, л
100%, мл
85%, мл
1
17,1
6,9
8,1
до 1
2
34,2
13,8
16,2
до 2
10
171,0
69,0
81,0
до 10